ФОП ДО: как подготовиться к переходу

 Рекомендации предоставлены Системой «Методист детского сада»

К сентябрю 2023 года все детские сады должны перейти на работу по новой ФОП ДО.

В рекомендации – как подготовить детский сад к переходу на ФОП. Есть план-график переходадокументы, чтобы создать рабочую группу, подборка для стенда и памятка для родителей. Также юрист ответил на сложные вопросы, которые связаны с внедрением ФОП.

В рекомендации вы можете:

Изучите новые документы

Минпросвещения утвердило новую ФОП ДО (приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года. Утвержденную программу скачайте ниже.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Обоснование

В Закон об образовании ввели новое понятие «федеральная основная общеобразовательная программа» (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Несмотря на такую формулировку в Законе об образовании, ведомство использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Редакция считает, что понятия ФООП и ФОП можно считать синонимами.

В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе со ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах. ФОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Посмотрите содержание разделов в таблице ниже.

Раздел

Содержание

Целевой

1. Пояснительная записка:

  • цели и задачи;
  • принципы и подходы к формированию программы.

2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.

3. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов

Содержательный

1. Задачи и содержание образовательной деятельность по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп.

2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП.

3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

4. Способы и направления поддержки детской инициативы.

5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.

6. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

7. Федеральная рабочая программа воспитания:

  • пояснительная записка;
  • целевой раздел;
  • содержательный раздел;
  • организационный раздел

Организационный

1. Описание условий реализации программы:

  • психолого-педагогические условия;
  • особенности организации РППС;
  • материально-техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
  • примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП;
  • кадровые условия.

2. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах.

3. Федеральный календарный план воспитательной работы

В отличие от проекта, в новой ФОП нет понятия «федеральная рабочая программа образования». Нет также и блока «Программа коррекционно-развивающей работы». Вместо него сформулировали направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

Спланируйте внедрение ФОП

Минпросвещения планирует составить общую дорожную карту перехода на ФОП, но пока документ не опубликован. Поэтому, чтобы подготовить переход на ФОП, разработайте план для вашего детского сада. Период, на который будете разрабатывать план, – с января по август 2023 года.

В плане распределите мероприятия по направлениям работы. Предлагаем выделить шесть основных направлений:

  • организационно-управленческое обеспечение;
  • нормативно-правовое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • методическое обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • финансовое обеспечение.

Для каждого мероприятия отметьте контрольные сроки и назначьте ответственных. Укажите документы, которые должны стать результатом реализации каждого мероприятия плана. Это может быть как отдельный документ, так и пакет документов. Например, пакет методических материалов по теме реализации ООП в соответствии с ФОП. В видеоинструкции смотрите, как оформить план-график и какие мероприятия внести по каждому направлению. Ниже смотрите образец плана, в котором учтены все мероприятия.

Как спланировать переход на ФОП ДО

Если у вас не открывается видео в YouTube, перейдите по ссылке. Вы попадете на страницу видеоинструкции. В верхнем правом углу кликните «Настройки воспроизведения» и выберите воспроизведение видео с сервера системы. Теперь все видео вы сможете просматривать в разделе «Видео» без ограничений.

Описание: https://vip.1metodist.ru/system/content/image/240/1/-37721718/

План-график внедрения ФОП ДО

Создайте рабочую группу

Сформируйте рабочую группу по переходу на ФОП. Возглавляет рабочую группу обычно заведующий, его заместитель или старший воспитатель. Остальных членов группы можно сделать ответственными за определенный раздел плана перехода на ФОП.

Состав рабочей группы заведующий утверждает приказом. Еще этим приказом можно утвердить положение о рабочей группе. Смотрите ниже готовые образцы.

Разместите информацию о внедрении ФОП

Чтобы учителя и родители могли заранее ознакомиться с изменениями, которые произойдут с 1 сентября 2023 года, разместите для них информацию о внедрении ФОП. Сделать это можно на сайте детского сада и на стендах в вестибюле и методкабинете.

Совет

Текст ФОП ДО на стенде можно дать QR-кодом

Так он не займет много места и все заинтересованные смогут прочитать программу с помощью мобильного телефона.

Ниже смотрите пример оформления стенда в методическом кабинете. Аналогичную информацию вы можете разместить и на сайте школы. 

Стенд о внедрении ФОП ДО

Описание: https://vip.1metodist.ru/system/content/image/240/1/-37722768/

Разместите текст программы на сайте детского сада, а для стенда сделайте QR-код со ссылкой на него (приказ Минпросвещения от 01.12.2022 № 1048). Так текст не займет много места и его удобно будет читать

Разместите на стенде закон, который меняет Закон об образовании и вводит новое понятие «федеральная основная общеобразовательная программа» (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

Для родителей сделайте памятку с общей информацией о ФОП, а для педагогов разместите таблицу

 со структурой программы

Разместите план-график внедрения ФОП, чтобы педагоги понимали, какая работа их ждет

Разместите приказ о формировании рабочей группы по внедрению ФОП, состав группы и положение о ее деятельности

Для родителей подготовьте понятные памятки с информацией о ФОП. В таблице ниже смотрите, что рассказать педагогам, родителям.

Памятка. Что рассказать педагогам, родителям о внедрении ФОП

Что такое ФОП

ФОП (или ФООП) ДОфедеральная образовательная программа дошкольного образования

Какая цель у внедрения ФОП

Что входит в ФОП

Учебно-методическая документация:

Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы

Что будет обязательным для всех детских садов

ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы

Как будут применять ФОП

ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП

Когда детские сады перейдут на ФОП

Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года

Скачать памятку

Подготовьте ответы на вопросы коллег

Переход на ФОП обязательно вызовет вопросы. Посмотрите ниже ответы юриста на самые частые из них.

Ситуация

Можно ли продолжать работать по ООП, если содержание и планируемые результаты в ней не ниже ФОП ДО

Да, можно, если оформить обязательную часть в виде ссылки на ФОП ДО.

ФОП и ФГОС ДО – это основа для разработки ООП ДО. Однако ФОП ДО должна быть обязательной частью ООП ДО, и оформлять ее нужно в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Вероятно, таким образом Минпросвещения пытается снизить бюрократическую нагрузку на детские сады. В этом случае можно будет разрабатывать меньше документации. Также меньшим будет риск ошибиться в обязательной части ООП ДО.

О том, что детский сад может работать по своей ООП ДО говорит и обновленный Порядок детского сада, в который добавили условие о том, что ООП ДО должна соответствовать ФОП ДО (приказ Минпросвещения от 01.12.2022 № 1048). Это подтверждает позицию, что детские сады должны разработать свою ООП ДО.

Ситуация

Можно ли использовать при разработке ООП ДО на основе ФОП ДО вариативные и парциальные программы?

Да, можно.
Используйте вариативные и парциальные программы в части, которая не противоречит ФГОС ДО и ФОП ДО. Эти программы можно использовать при разработке формируемой части ООП ДО. Детский сад выбирает парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Об этом говорит и ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

Ситуация

Нужно ли теперь разрабатывать календарный план воспитательной работы или работать по федеральному плану

Да, нужно.

Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех детских садов перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. ФОП ДО дает право наряду с федеральным планом проводить иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей согласно программе воспитания (раздел 36 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей ООП ДО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей дошкольников.

Ситуация

Может ли детский сад самостоятельно разработать режимы дня групп

Ситуация

Можно ли работать полностью по ФОП ДО

Это спорный вопрос.

Нет единого мнения, но полагаем, что надо разработать свою ООП. ФОП только основа для разработки своей ООП, обязательная часть оформляется в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). При этом помимо обязательной части в ООП ДО должна быть еще и формируемая часть, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. По ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная и формируемая часть.

Возможно, Минпросвещения даст дополнительные рекомендации о том, как использовать ФОП ДО и может ли она полностью заменить ООП ДО. Но пока таких разъяснений нет.

Закон об образовании разрешает не разрабатывать учебно-методическую рекомендацию из ФОП, но не всю ООП ДО (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также не стоит забывать о том, что ООП ДО должна учитывать индивидуальные потребности, интересы и особенности обучающихся.

Ситуация

На какие методическое пособия можно ориентироваться при реализации ФОП ДО

ФОП ДО не дает инструкций по поводу того, какие именно методические пособия использовать при реализации ФОП ДО. Однако в ней указано, что детский сад использует обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию периодических и электронных ресурсов, методическую литературу, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивное, музыкальное, оздоровительное оборудование, услуги связи, в том числе Интернет (32.8. ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).

Ситуация

Нужно ли руководствоваться ФОП ДО при  разработке адаптированных программ для детей с ОВЗ

Нет, не нужно.

Детский сад организует работу с детьми с ОВЗ и инвалидами в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой ДО (п. 28.5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). ФАОП ДО – основа для разработки адаптированных программ в детском саду (п. 2 ФАОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022). ФАОП имеет модульную структуру. Ее разработчики предполагают, что детские сады будут использовать программу как конструктор при разработке собственных АОП.

© Материал из Справочной системы «Методист детского сада»
https://vip.1metodist.ru